Доклад Генпрокурора РФ на ПМЭФ-2022

Правозащитный союз в сфере коммуникаций публикует доклад Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова на ПМЭФ-2022: «Право на защиту: бизнес в России и за рубежом», 16-18 июня 2022 г.

Добрый день, уважаемые участники форума!

Рад приветствовать вас в рамках очередного открытого диалога с бизнес-сообществом. В условиях, когда экономика России столкнулась с беспрецедентными вызовами, подобный обмен мнениями крайне важен и полезен.

При этом основная задача прокуроров мне видится в том, чтобы принимаемые руководством страны меры по поддержке предпринимателей были для них во всех смыслах доступными, реализовывались на основе принципов справедливости и открытости.

Буквально с первых дней после введения недружественными странами санкционных мер, неприкрытой целью которых является причинение экономического ущерба бизнесу и гражданам России, мною приняты решения по кардинальному переформатированию надзора.

Так, согласование всех без исключения проверок бизнеса контролерами возложено непосредственно на руководителей прокуратур республик, краев, областей. Ранее данные полномочия осуществлялись прокурорами городов и районов. Теперь они даже свои надзорные мероприятия, касающиеся хозяйствующих субъектов, обязаны предварительно согласовать с вышестоящими руководителями.

Конечно нагрузка на аппараты прокуратур субъектов при таком подходе возросла, но эти усилия оправданы, поскольку значительно повышают ответственность должностных лиц на всех уровнях и гарантии защиты бизнеса.

Другой важной мерой, в данном контексте, стало мое поручение непосредственно прокурорам субъектов в течение суток давать оценку законности проведения гласных оперативно-разыскных мероприятий в отношении предпринимателей.

По своей правовой природе они мало чем отличаются от проверок контролирующих органов, однако проводятся без предварительного согласования с прокурорами и поэтому наиболее разрушительны для бизнеса.

Вполне закономерно, что все озвученные новации получили положительный отклик бизнес-сообщества и мы в ежедневном режиме мониторим эффект от их применения на практике.

Кроме того, с учетом введенного Правительством моратория на проверки под нашим надзором контролирующими органами отменено и прекращено три четверти всех ранее запланированных мероприятий, а в Республике Коми, Вологодской, Новосибирской, Омской областях их исключено до 90 %.

С начала года прокурорами отклонено более половины заявок контролеров о внеплановых проверках.

Как я уже неоднократно отмечал, существенное влияние на процесс формирования благоприятного бизнес-климата оказал новый закон о государственном и муниципальном контроле.

В результате его применения в прошлом году почти на 20 % сокращено число рассмотренных и поддержанных прокурорами плановых проверок. Зафиксировано минимальное их значение за весь период согласования планов (292 тыс., отклонено 75 тыс.). Убежден, что итогом проводимой государством политики в данной сфере, а также реализации отмеченных мною дополнительных надзорных мер, в текущем году станет новый рекорд.

В целом, применительно к деятельности контролирующих органов моя позиция неизменна – количество проводимых проверок должно снижаться. И мы будем добиваться этого всеми доступными, законными способами.

Наряду с уменьшением числа проверок необходим более гибкий подход к назначению и исполнению наказаний за выявленные контролерами правонарушения.

В результате конструктивного взаимодействия Генеральной прокуратуры с бизнес-сообществом административные штрафы для малого бизнеса ограничены размером санкций для индивидуальных предпринимателей. Эти изменения вступили в силу.

Дополнительно прорабатывается возможность рассрочки на уплату штрафов в случаях, когда нарушения не причинили вреда жизни и здоровью граждан.

Еще один важный аспект, который, на мой взгляд, способен реально помочь ведению бизнеса, устранить многие административные проволочки, и что немаловажно – коррупционные риски, это цифровизация предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг.

Например, после выезда наших представителей в Ненецкий автономный округ в цифровую форму там переведено 96 % таких услуг. Причем ранее они оказывались исключительно в «аналоговом режиме» со сбором множества бумаг, а решения, зачастую зависели от усмотрения чиновников. Данный пример далеко не единичен, и мы продолжим эту работу.

Считаю, что в текущих экономических реалиях требуется унификация и полный перевод в электронный вид не только услуг, но и всех мер поддержки для предпринимателей.

Сегодня даже юристам порой сложно разобраться в принимаемых буквально ежедневно нормативных изменениях, найти ответы на возникающие вопросы. В результате бизнесмены несут дополнительные издержки.

Решение этих проблем возможно путем создания единой информационной системы, которая позволит обеспечивать подбор доступных видов поддержки.

Но самое важное – она должна работать так, чтобы весь процесс рассмотрения заявки могли отслеживать все заинтересованные лица, от предпринимателя до руководителя органа власти и прокурора.

По аналогичной схеме в этой же системе должен быть организован информационный ресурс, стимулирующий к созданию новых производств, внедрению инновационных технологий.
Действующая в тестовом режиме Цифровая платформа для малого и среднего предпринимательства могла бы выполнить роль такого единого портала, в том числе для дистанционного предоставления мер поддержки в режиме «одного окна». Нами уже подготовлены предложения о ее доработке.

Мы также понимаем, что искусственные препоны для бизнеса нарушили многие логистические цепочки. К сожалению, это приводит к многокилометровым очередям грузового автотранспорта на границе, сказывается на цене товаров, создает риски социальной напряженности.

Необходимо максимально сократить время непосредственного оформления участниками внешнеэкономической деятельности ввозимых товаров, осуществляя процедуру таможенного контроля в конечном пункте их доставки. Такие возможности законодательством предусмотрены (этап «после выпуска товаров»).

Одновременно, требует ускорения разработка критериев таможенной проверки компаний с учетом риск-ориентированного подхода. Предусмотренный для этого стратегией таможенной службы конец 2024 года уже никого не устраивает. Соответствующие предложения нами также подготовлены.

Уважаемые коллеги!

На площадках этого форума мной уже затрагивалась тема взаимного доверия и обратной связи.

При этом мы не делим добросовестный бизнес на «свой-чужой». При встречах с зарубежными коллегами я всегда подчеркиваю, что иностранные инвестиции в России надежно защищены, гарантом этому выступают органы прокуратуры.

Компании, которые добросовестно исполняют свои обязательства, всегда получат защиту. Факты ущемления их прав, чрезмерного внимания со стороны контролеров будут решительно пресекаться. Разумеется, это в полной мере касается и отечественных, и иностранных предпринимателей.

В заключение скажу, что сегодня есть масса примеров, когда бизнес абсолютно бескорыстно помогает людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, участвует в решении насущных проблем многодетных семей, детей-сирот, ветеранов и инвалидов.

Все это вызывает уважение и не оставляет сомнений в том, что совместными усилиями бизнеса и государства будут преодолены последствия введенных против нашей страны незаконных санкций, сохранится благоприятный инвестиционный климат и продолжится общий курс на укрепление экономики России.

Хочу пригласить все заинтересованные ведомства и бизнес-сообщество принять активное участие в совместной работе.

Благодарю за внимание!

Оцените статью
ПРАВОЗАЩИТНЫЙ СОЮЗ В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИЙ
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Call Now Button